Cайт для руководителя детского сада, Дошкольное воспитание в ДОУ

Заведующая детским садом

«Заведующая детским садом, Руководитель ДОУ»

Нормативные документы и локальные акты ДОУ

Обязательные локальные нормативные акты детского сада

Регулирование трудовых отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе локальными нормативными актами предприятия. Однако в настоящее время организациям предоставлены широкие возможности для самостоятельного регулирования вопросов организации труда работников и его оплаты. Систему оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий и вознаграждений организация вправе определять самостоятельно. И все же основным документом, содержащим общие принципы регулирования трудовых правоотношений, является Трудовой кодекс, в котором установлены предельные нормы в отношении условий труда и его оплаты. На основании установленных Кодексом норм трудовых отношений на предприятии разрабатываются и утверждаются локальные нормативные акты.

При разработке и утверждении указанных документов следует помнить о том, что локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (ст. 8 ТК РФ).

Коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленных трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться (ст. 9 ТК РФ).

Важно знать, какие документы обязательны для фирмы, какие становятся таковыми лишь при определенных условиях, а какие бумаги можно не составлять, так как они носят рекомендательный характер. Это позволит хорошо подготовиться к встрече с трудовыми инспекторами.

Для удобства информацию по кадровым документам мы свели в Таблицу 1.

Таблица 1

Перечень необходимых кадровых документов

Таблица (.rtf)

Правила внутреннего трудового распорядка

Правила внутреннего трудового распорядка (далее - Правила) - локальный нормативный акт организации, регламентирующий, в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами, порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации (ст. 189 ТК РФ).

Правила должны быть разработаны в соответствии с Кодексом и распространяться на всех работников предприятия (ст. 15, 56 ТК РФ).

Необходимо также отметить, что законы, которые устанавливают специфические требования к определенным видам деятельности, а также Уставы предприятий оказывают специфическое влияние на формирование локальных актов (в том числе и на Правила внутреннего трудового распорядка). Например, частной детективной и охранной деятельности.

Перечислим, в каких статьях Трудового кодекса оговорены отдельные положения Правил:

- основные права и обязанности работника и работодателя (ст. 21 и ст. 22 ТК РФ);

- режим рабочего времени (ст. 100 ТК РФ);

- перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ);

- порядок введения суммированного учета рабочего времени (ст. 104 ТК РФ);

- время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (ст. 108 ТК РФ);

- предоставление выходных дней в различные дни недели в организациях, приостановка работы в которых в выходные дни невозможна (ст. 111 ТК РФ);

- предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем (ст. 119 ТК РФ);

- порядок, место и сроки выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ);

- виды поощрений (ст. 191 ТК РФ);

Специфика охранных предприятий такова, что работники, выполняя охранные услуги, могут работать по различным временным промежуткам. Охрана, в соответствии с заключаемыми договорами, может быть и круглосуточной, и на различное количество часов, и в дневное, и в ночное время и т. д. Поэтому, чтобы составить полные Правила внутреннего трудового распорядка, необходимо проработать все заключаемые договоры на охрану и выявить все возможные смены. Например, 24 часа с оружием, 24 часа без оружия, 12 часов с оружием днем, 12 часов без оружия ночью, работа в три смены по 8 часов и т. д.

Это необходимо для того, чтобы правильно распределить время начала и окончания работы, время отдыха (ст. 108 ТК РФ) и время технологических перерывов (ст. 109 ТК РФ).

Пример 1

Очевидно, что в Правилах внутреннего трудового распорядка охранного предприятия работники будут поделены, по крайней мере, на две категории:

- работающие пережиму пятидневной рабочей недели;

- работающие в смену.

Для тех, кто работает по режиму пятидневной рабочей недели, может быть установлен, например, такой режим работы:

- начало работы в 09-00;

- окончание работы в 18-00;

- обеденный перерыв с 13-00 до 14-00.

Для тех, кто работает в смену, может быть установлен, например, такой режим работы:

- начало работы в 08-00;

- окончание работы в 08-00 следующего дня;

- обеденный перерыв с 13-00 до 15-00;

- технологические перерывы через каждые 3 часа по 10 мин.

Здесь при составлении режима необходимо обязательно проработать все варианты охраны с оружием и порядок передачи оружия в соответствии с приказами органов (МВД РФ), контролирующих эту часть деятельности охранных предприятий.

Отметим, что Правила утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации и, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Правила должны содержать раздел "Рабочее время", который может включать следующие составные элементы:

- вид и продолжительность рабочей недели;

- продолжительность ежедневного рабочего времени;

- график рабочего дня;

- работа в ночное время;

- работа в выходные и праздничные дни;

- работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

В соответствии с Правилами работник должен выполнять трудовые обязанности в течение рабочего времени. В него включаются не только периоды, когда работник непосредственно исполняет трудовые функции. Эти периоды стороны определяют сами. Например, время приема-передачи смены, получение оружия и т. д.

Положение об оплате труда

Положение об оплате труда (далее - Положение) - локальный нормативный акт организации, который утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Положение об оплате труда также должно быть разработано в соответствии с Трудовым кодексом. Однако, как и в случае и с Правилами внутреннего трудового распорядка, отраслевые законы могут устанавливать специфические требования к видам деятельности.

В Положении организация должна прописать систему оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях (ст. 135 ТК РФ). Как было замечено выше, условия оплаты труда, определенные локальными нормативными актами, не могут ухудшать положения работников по сравнению с условиями, установленными Трудовым кодексом и иными нормативно-правовыми актами.

Должностные оклады (тарифные ставки) администрация устанавливает в соответствии с должностью и квалификацией работника и с утвержденным штатным расписанием. Штатное расписание, по сути, является неотъемлемой частью Положения об оплате труда, о котором мы расскажем чуть ниже.

В Положении необходимо предусмотреть порядок обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы путем индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

При формировании Положения работодателю следует установить конкретные размеры повышенной оплаты труда. Это необходимо для случаев выполнения работы в условиях, отличающихся от нормальных. Например, в повышенном размере должна производиться:

- оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ);

- оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ);

- оплата труда в ночное время (ст. 154 ТК РФ);

- оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153 ТК РФ);

- оплата сверхурочных работ (ст. 152 ТК РФ).

МРОТ

Минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории России федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека (ст. 133 ТК РФ). Кстати, месячная зарплата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже МРОТ.

Как следует из статьи 133 Трудового кодекса, основой для определения МРОТ является величина прожиточного минимума трудоспособного человека. При этом предполагается поэтапное повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума. Размер МРОТ установлен законом от 19. 06. 2000 г. N 82 "О минимальном размере оплаты труда". В соответствии со статьей 1 закона с 1 мая 2006 года его размер составляет 1 100 рублей в месяц.

Система премирования

Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов и договорных обязательств, повышения эффективности производства и качества работы на предприятиях и в организациях может вводиться система премирования.

Показатели премирования и материального стимулирования организация конкретизирует в Положении. Хотя при желании работодатель может разработать и утвердить у себя в организации два отдельных документа - Положение об оплате труда и Положение о материальном стимулировании, разграничив в каждом из них расходы на оплату труда за фактически отработанное время и расходы на материальное стимулирование труда сотрудников.

Стимулирование труда - это вознаграждения и премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные показатели (сложность работы, добросовестное и качественное выполнение должностных обязанностей), вознаграждение за выслугу лет. Премирование возможно только при достижении определенных производственных показателей.

Производственные показатели премирования могут пересматриваться по мере необходимости по согласованию с представительным органом работников.

Пример 2

В зависимости от области, в которой работает организация, администрация может установить свои показатели премирования. Вспомним про "наше" частное охранное предприятие. Оно к таким факторам может отнести:

- надлежащее исполнение работником обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией;

- своевременное проведение мероприятий по выявлению и предотвращению угроз безопасности объектов и имущества как охранного предприятия, так и его заказчика;

- качественное выполнение служебных заданий;

- обеспечение безопасности охраняемых объектов;

- интенсивность труда;

- особый режим работы (выполнение обязанностей, связанных с риском для жизни, обращением с огнестрельным оружием и спецсредствами);

- сложность работы, характеризующая сложность охраняемого объекта.

Кроме того, рекомендуем выплачивать дополнительное вознаграждение за выслугу лет (надбавка за стаж работы по специальности). Его выплата будет стимулировать привлечение квалифицированных специалистов, а также поможет снизить текучесть кадров.

Налогообложение

Устанавливая перечень расходов на премирование и материальное стимулирование, очень важно согласовывать их название со статьей 255 Налогового кодекса. Расходы могут быть приняты для целей налогообложения налогом на прибыль, но только в той части, которая поименована в этой статье. Например:

- премии за производственные результаты (п. 2 ст. 255 НК РФ);

- надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели (п. 2 ст. 255 НК РФ);

- единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством РФ (п. 10 ст. 255 НК РФ);

- любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, выплачиваемых на основании трудовых договоров (п. 21 ст. 270 НК РФ).

Депремирование

В Положении организации необходимо предусмотреть и основания для депремирования сотрудников. Под ним понимается снижение размера премии или лишение премии в полном размере коллективов структурных подразделений организации, а также конкретных работников. В зависимости от значимости производственного упущения, повлекшего за собой причинение предприятию убытков, премия может не выплачиваться в полном размере или выплачиваться в определенном проценте от суммы, подлежащей выплате.

В перечень производственных упущений, за которые работники могут лишиться премии полностью или частично, очевидно, можно включить:

- в случае применения мер дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу);

- упущения, связанные с обязанностями работника, предусмотренными должностной инструкцией, неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих обязанностей;

- нарушения Правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности и противопожарной защиты; грубое нарушение требований охраны труда, производственной санитарии;

- невыполнение приказов и распоряжений руководства и других организационно-распорядительных документов предприятия;

- несвоевременное проведение мероприятий по выявлению и предотвращению угроз безопасности объектов и имущества компании;

- ненадлежащее хранение вверенных материальных ценностей;

- за нарушение инструкций, допущенное непосредственно работником, приведшее к несчастному случаю или создавшее условия, угрожающие жизни людей, а также за самовольный уход с рабочего места (поста);

- прогул, а также появление на работе в нетрезвом состоянии либо отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более 3-х часов непрерывно или суммарно в течение рабочего дня, распитие спиртных напитков в рабочее время;

- совершение хищения;

- утрата, повреждение и причинение ущерба имуществу предприятия или иное причинение ущерба виновными действиями работника.

Штатное расписание

Любая организация, прежде чем нанимать работников, должна составить и утвердить штатное расписание. Однако об этом необходимом элементе трудовой документации часто забывают. А некоторые начинающие руководители маленьких фирм прямо заявляют, что штатное расписание им не нужно. Раньше при плановой экономике штатное расписание "спускалось сверху" в каждую организацию. Впрочем, для ряда компаний, учрежденных для обслуживания собственных предприятий, этот принцип остался. И это понятно. Формируя свое обслуживающее предприятие, хозяин оценивает объем услуг, которые ему нужны, и формирует необходимую численность создаваемой организации.

В Трудовом кодексе нет отдельных статей о штатном расписании, которое должно быть в каждой организации. Однако приведем веские аргументы в его пользу.

Во-первых, в статье 57 Трудового кодекса прямо сказано, что в трудовом договоре наименование должности работника, его специальности, профессии с указанием квалификации производится в соответствии со штатным расписанием организации.

Во-вторых, составление штатного расписания позволяет определиться с количеством работников, необходимых для выполнения предстоящего объема работ, денежными суммами на содержание работников и со структурой самой организации.

В-третьих, ссылки на необходимость штатного расписания можно встретить во многих нормативно-правовых актах, в том числе регулирующих вопросы налогообложения. В некоторых случаях оно может подтвердить обоснованность применения льгот по налогам и отнесения расходов на себестоимость продукции (работ, услуг). Таким образом, при проверке налоговые органы могут потребовать предоставить штатное расписание.

Штатным расписанием называется внутренний акт организации, в котором зафиксирована ее структура, штатный состав и штатная численность. В нем содержится перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Штатное расписание - документ обезличенный, в нем указываются не конкретные работники, а количество должностей в организации и оклады по ним. Сотрудники же назначаются на должности приказами руководителя уже после утверждения расписания.

Если у компании есть филиалы или представительства, то она может сделать либо одно штатное расписание на организацию, либо на каждое подразделение свой документ. Руководитель филиала действует, как правило, по доверенности, выданной гендиректором головной фирмы. Таким образом, полномочия начальника утверждать штатное расписание в филиале могут быть закреплены в этой доверенности или в учредительных документах организации.

Аргумент в суде

Основное назначение штатного расписания состоит не только в том, чтобы напоминать кадровой службе, сколько у нее остается вакансий (в случае необходимости приема новых работников штатное расписание можно изменить или дополнить), а еще и в том, чтобы в случае увольнения какого-либо работника по статье 2 статьи 81 Трудового кодекса (сокращение численности или штата работников) иметь возможность доказать в суде, что у организации не было возможности трудоустроить этого работника, что увольнение было законным и не была нарушена норма о преимущественном праве на оставление на работе (ст. 179 ТК РФ).

Отметим, что даже в небольших организациях зачастую возникает необходимость в увольнении работников по указанной норме, и в случае возникновения трудового спора судья первым делом потребует штатное расписание. Если выясняется, что у ответчика такого документа нет или он составлен в спешке специально для этого суда и не отражает реальной численности и профессиональной специализации работников, то выиграть такой спор ответчику будет очень сложно.

"Вилка" в окладах

Много споров возникает о наличии так называемой "вилки" в окладах. "Вилка" - это введение по определенной должности не твердого оклада, а минимального и максимального его размера. Правильно ли отражать ее в штатном расписании? В тех организациях, где это практикуют, конкретный размер зарплаты работнику при приеме на работу устанавливается приказом руководителя исходя из пределов, которые зафиксированы в штатном расписании, и обязательно закрепляется в трудовом договоре.

Должность реальная или виртуальная

Еще один актуальный вопрос при составлении штатного расписания впервые: отражать ли в нем только те должности, которые есть на предприятии в данный момент, или можно предусмотреть штатные единицы на ближайшее будущее? Разумеется, предусматривать вакансии необходимо, поскольку работодатель не может принимать новых работников, если в штатном расписании нет вакантных должностей.

Все работающие в организации сотрудники, должности которых предусмотрены штатным расписанием, являются штатными работниками. Причем штатными будут считаться и те, для кого это основное место работы, и совместители, если их должность есть в расписании.

Изменения в штатном расписании

Штатное расписание изменяется в соответствии с приказом руководителя организации. Кроме переименования должностей, установления другого оклада и т. п. в трудовом законодательстве РФ есть отдельные процедуры, которые также предполагают трансформацию штатного расписания. Например, при изменении (сокращении) численности или штата работников (ст. 180 ТК РФ). При этом издается приказ о внесении изменений в штатное расписание (см. Пример 3), который вместе с утвержденным и подписанным оригиналом и новым расписанием может служить доказательством того, что сокращение действительно произошло. С изменениями в штатном расписании необходимо ознакомить тех работников, которых это касается.

Форма штатного расписания унифицирована (N Т-3) и утверждена Постановлением Госкомстата от 05. 01. 2004 г. N 1. В организации штатное расписание утверждается приказом (распоряжением), подписанным руководителем организации или уполномоченным лицом.

Пример 3

Общество с ограниченной ответственностью "Шериф"

Приказ

г. Казань 01. 11. 2006 N 145-к

О внесении изменений в штатное расписание

В связи с увеличением объема оказываемых охранных услуг на основании вновь заключенных договоров и увеличением объема работ

Приказываю:

  1. Ввести с 01. 12. 2006 г. в штатное расписание ООО "Шериф", утвержденное приказом генерального директора 25. 12. 2005 N 234, следующие единицы:
  2. - охранников в количестве 25 единиц с окладом в соответствии с действующим штатным расписанием,

    - бухгалтера с окладом 15 000 рублей.

  3. Ответственность за исполнение настоящего приказа возложить на начальника отдела кадров Галинову Марию Алексеевну

Генеральный директор печать ООО "Шериф" А. И. Фадеев

В форме N Т-3 предусмотрен реквизит "Личная подпись главного бухгалтера". Исходя из Закона о бухгалтерском учете в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций (письмо Минфина РФ от 19. 05. 2005 г. N 07-05-04/11).

Штатный список (расстановка)

Существуют еще такие понятия, как штатные расстановки или штатный список. В них указывают, какие утвержденные в штатном расписании единицы заняты принятыми работниками, а какие пока остаются вакантными. Безусловно, руководителю любого структурного подразделения и тем более работнику отдела кадров этот документ поможет в работе. Каких-либо форм для штатных расстановок или штатных списков законодательством не предусмотрено. Например, он может выглядеть так:

Пример 4

Штатный список

Наименование структурного подразделения Штатная единица Оклад, руб. Ф.И.О. Оклад, руб.
Отдел охраны Охранник 5 000 Иванов И.И. 5 000
  Охранник 5 000   -
         

Вопрос 1

Подскажите, пожалуйста, как быть в следующих ситуациях:

1) Сотруднику полагается 6 рабочих дней отпуска за вредные условия, но фактически он проработал во вредных условиях 3 месяца, т. е. отпуск составит 1, 5 дня. Сколько дней ему все-таки положено отдыхать - 1, 1, 5 или 2? Как ему следует их оплатить, и что указывать в приказе?

2) При расчете компенсации за неиспользованный отпуск (при увольнении) нужно ли разделять эту компенсацию на две части: за основной отпуск и за отпуск во вредных условиях труда? Или можно использовать коэффициент 1, 167 для перевода рабочих дней в календарные?

3) Обязаны ли мы выплачивать компенсацию (при увольнении) за весь отпуск (то есть 28 календарных дней), если человек проработал только 11 месяцев? А если он проработал 12 месяцев и не брал отпуска, сколько дней ему компенсировать?

Отвечает О. В. Соболева, юрист:

Вопросы предоставления дополнительного отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда регламентируются рядом нормативных актов.

Согласно ст. 117 Трудового кодекса РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. К таким работам относятся: подземные горные работы и открытые горные работы в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, другие работы, связанные с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.

Перечни конкретных производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

До утверждения соответствующих перечней следует пользоваться:

- Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа на которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. постановлением ГКТ СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 (далее - Список);

- Постановлением Совета Министров СССР и Президиума ВЦСПС N 647 от 2 июля 1990 г. "Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного хозяйства" (далее - постановление N 647) и утвержденными в соответствии с ним списками.

Несмотря на то, что указанные документы приняты задолго до вступления в силу Трудового кодекса РФ, они применяются, поскольку не противоречат ему (ст. 423 ТК РФ).

Порядок предоставления дополнительного отпуска за вредные и (или) опасные условия труда определяется Инструкцией о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. постановлением ГКТ СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20 (далее - Инструкция).

В соответствии с ней дополнительный отпуск предоставляется одновременно с ежегодным отпуском. Запрещается непредоставление ежегодного отпуска рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, имеющим право на дополнительный отпуск в связи с вредными условиями труда.

При этом полный дополнительный отпуск предоставляется рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, если они в рабочем году фактически проработали в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда не менее 11 месяцев.

Для определения количества полных месяцев работы в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда суммарное количество дней работы в течение года делится на среднемесячное количество рабочих дней. При этом остаток, составляющий менее половины среднемесячного количества рабочих дней, из подсчета исключается, а остаток дней, составляющий половину и более среднемесячного количества, округляется до полного месяца.

В счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях, предусмотренных в Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности.

Если, как в описанном случае, работник на момент предоставления ежегодного (основного) отпуска проработал в рабочем году менее 11 месяцев, то ему дополнительный отпуск предоставляется пропорционально отработанному времени. Однако следует иметь в виду, что рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, постоянно занятым в производствах, цехах и на участках с вредными условиями труда, дополнительный отпуск, согласно Инструкции, может быть предоставлен полностью и до истечения 11 месяцев, если ежегодный (основной) отпуск предоставляется авансом. При этом стаж работы, дающий право на новый отпуск в счет следующего рабочего года, исчисляется раздельно как по ежегодному (основному), так и по дополнительному отпускам. Решение о предоставлении основного и дополнительного отпуска в счет следующего года принимает работодатель. Если же работнику полагается дополнительный отпуск в размере полутора рабочих дней, представляется допустимым предоставление 2-х дней отпуска с учетом их в последующем периоде.

Расчет компенсации за неиспользованный отпуск проводится исходя из средней заработной платы работника. Общие принципы расчета средней заработной платы, в том числе для оплаты отпусков и компенсации за неиспользованный отпуск, изложены в ст. 139 ТК РФ и более подробно - в "Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", утвержденном постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. N 213 и действующим с учетом новой редакции ст. 139 ТК РФ.

Согласно указанным документам размер компенсации за неиспользованный отпуск определяется путем умножения количества дней, подлежащих оплате, на средний дневной заработок.

При этом средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29, 4 (среднемесячное число календарных дней).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.

Таким образом, кадровой службе предприятия необходимо указать в приказе об увольнении количество дней отпуска, подлежащего компенсации, отдельно в календарных и в рабочих днях (если предусмотрено предоставление отпуска в рабочих днях).

Что касается количества дней основного отпуска, подлежащего компенсации при увольнении работника, то можно сказать следующее. Действительно, в Правилах "Об очередных и дополнительных отпусках", утвержденных Народным Комиссариатом Труда СССР 30 апреля 1930 г. и действующих в части, не противоречащей ТК РФ, предусмотрено, что при увольнении работника, проработавшего у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, ему выплачивается полная компенсация в размере среднего заработка за срок полного отпуска. Однако, на наш взгляд, настоящее правило не применимо в условиях действия ТК РФ, когда право на отпуск возникает уже после 6 месяцев непрерывной работы, поэтому логического основания для использования указанной нормы нет. Во всех случаях работники получают компенсацию за неиспользованный отпуск пропорционально отработанному времени.

Вопрос 2

Я собираюсь уволиться со своего предприятия и выйти на новое место работы. Меня беспокоит, будут ли сохранены в полном объеме дальневосточные надбавки и районный коэффициент на новом месте работы. Для информации: я проработала на нынешнем месте работы 10 лет, мой возраст - 29 лет.

Отвечает О. В. Соболева, юрист:

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Указанные выплаты представляют собой компенсацию за труд в особых климатических условиях.

Районные коэффициенты устанавливаются в пределах от 1, 2 до 2 в зависимости от степени тяжести условий проживания и работы. Применяются по месту фактической работы независимо от местонахождения организации, с которой заключен трудовой договор, и независимо от его срока действия. Поэтому при переходе с одной работы на другую Вам будет установлен соответствующий отрасли и месту работы районный коэффициент, предусмотренный действующими еще со времен СССР нормами.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, также выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.

Порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон). Вопрос исчисления трудового стажа для определения размера надбавки законодательно регулируется следующим образом.

До 1 июня 1993 г. размер надбавки зависел от продолжительности трудового стажа на одном либо на нескольких предприятиях, но с учетом правил сохранения непрерывности стажа. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 7 октября 1993 г. N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера" этот порядок был изменен. Трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, с 1 июня 1993 г. стал суммироваться независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.

Перечень оснований прекращения трудового договора в связи с виновными действиями содержится в разъяснении Министерства труда РФ от 16 мая 1994 г. N 37 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия". К таким основаниям прекращения трудового договора отнесены:

- прогул,

- появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения,

- разглашение охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и др.

Таковы законодательные нормы, но нельзя не отметить позицию Верховного Суда РФ, выраженную в решении от 30 июня 2005 г. N ГКПИ05-727 о признании недействующим с 23 декабря 2004 г. подпункта "а" пункта 2 разъяснения Минтруда РФ от 16 мая 1994 г. N 7. Согласно этой позиции установленное правовое регулирование, которое связывает размер процентной надбавки с причиной увольнения, а не со стажем работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, противоречит нормам ТК РФ.

Таким образом, поскольку ни ТК РФ, ни Закон не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора, не предусматривают оснований, по которым может быть прекращено или ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем его работы в особых климатических условиях, представляется, что стаж работы для определения размера надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должен суммироваться без каких-либо ограничений.

При переходе работника, имеющего необходимый для получения этой надбавки стаж: работы, на работу в другой район Крайнего Севера или приравненную местность, перерасчет процентной надбавки к заработной плате производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Крайнего Севера, в порядке, установленном по новому месту работы.

Вопрос 3

Оригиналы приказов по основной деятельности подшиваются и регистрируются вместе с приказами о направлении на обучение в учебный центр, приказами о лишении премий, выплате надбавок, возложении дополнительных обязанностей. Является ли это нарушением или все должно решать само предприятие? На предприятии существует самостоятельная кадровая служба.

Отвечает В. В. Краснов, ведущий документовед управления делами, заведующий архивом Росжелдорснаба - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги":

В соответствии со ст. 6 Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Росархивом 6 октября 2000 г. (далее - Типовой перечень), приказы, в зависимости от категорий дел, в которые они формируются, имеют различные сроки хранения.

Так, приказы по основной деятельности, указанные в пункте "а" ст. 6, имеют постоянный срок хранения. Приказы по личному составу, указанные в пункте "б" данной статьи, необходимо хранить 75 лет с отметкой "ЭПК".

Фрагмент документа

Указания по применению Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Росархивом 6 октября 2000 г.

п. 2. 8. Отметка "ЭПК", поставленная в Перечне к конкретным видам документов, означает, что часть таких документов может иметь научно-историческое значение и в установленном порядке должна передаваться в государственные, муниципальные архивы или храниться в организации. Данная отметка предназначена для применения организациями всех форм собственности, являющимися источниками комплектования государственных, муниципальных архивов, а также может быть использована негосударственными организациями, осуществляющими постоянное хранение своих документов.

При этом также необходимо учитывать и примечания к пункту "б", о которых мы скажем чуть ниже. А срок хранения приказов по административно-хозяйственным вопросам, согласно пункту "в" статьи 6 Типового перечня, составляет 5 лет.

В то же время абзацем 3 пункта 3. 5. 5 Основных правил работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г. ; далее - Основные правила) предписывается: "Приказы по основной деятельности группируются отдельно от приказов по личному составу".

Отвечая на Ваш вопрос, следует также учитывать требования следующего, четвертого абзаца пункта 3. 5. 5 Основных правил: "Приказы по личному составу группируются в дела в соответствии с установленными сроками их хранения. Целесообразно при больших объемах документов приказы по личному составу, касающиеся различных сторон деятельности организации (прием на работу, увольнение и перемещение, командировки и т. д.) группировать в отдельные дела".

Как же отличить, к какой категории относится та или иная группа приказов, указанных в Вашем вопросе?

Приказы по основной деятельности вы "выделили" с самого начала, поэтому на них останавливаться не будем. Правда, не понятно, почему в вашем вопросе не выделена категория дел с приказами по личному составу (о приеме на работу, переводах, увольнении)? Если вы объединили такие приказы с приказами по основной деятельности, то, естественно, их необходимо разделить.

Для определения принадлежности к конкретной категории остальных групп указанных вами приказов обратимся к примечанию к пункту "б" статьи 6 Типового перечня. Приведем его полностью: "О предоставлении очередных и учебных отпусков, дежурствах, взысканиях, краткосрочных внутрироссийских командировках - 5л. " (буква "л" означает слово "лет" - прим. автора).

Итак, основываясь на данных примечания, мы можем установить, что к указанной в Перечне группе относятся и приказы о направлении в учебный центр (ведь такое направление, скорее всего, оформляется как учебный отпуск).

Трудно сказать, подходят ли под трактовку приведенного примечания приказы о лишении премий. Однако, если человека лишают премии, это уже означает наказание или взыскание. Но для нас главное, что под эту категорию подходят как приказы о лишении премии, так и все остальные группы приказов: о премировании, о выплате надбавок, о возложении дополнительных обязанностей.

В том, что приказы по личному составу ведутся на вашем предприятии вместе с приказами по административно-хозяйственным вопросам, большого нарушения, конечно, нет: Основные правила в данной ситуации только рекомендуют разделять приказы по личному составу по группам, исходя из указанной целесообразности. Такая целесообразность обусловлена облегчением ведения делопроизводства непосредственно на предприятии и уменьшением объема площади, занятой под хранение данных документов.

На всякий случай еще раз напомним, что способ, который Вы изберете при решении Вашей ситуации для ведения делопроизводства, должен быть в обязательном порядке зафиксирован в утвержденной номенклатуре дел.

Что касается регистрации данных документов, то здесь существует только один способ: регистрировать каждую группу документов по отдельности, в индивидуальных журналах (базах данных), согласно индексации по номенклатуре дел.

Необходимость строгого разделения внутри организации ведения определенных групп приказов конкретной службой нормативными документами по делопроизводству не установлена. Однако если на предприятии, как в вашем случае, есть кадровая служба, то приказы по личному составу, как относящиеся к направлению ее деятельности, целесообразнее вести именно в кадровой службе. В пользу этого говорит и тот факт, что по ведению приказов по личному составу существуют отдельные требования, несколько отличающиеся от требований к изданию остальных приказов. Поэтому в разделении делопроизводства на кадровое и общее в вашей организации в первую очередь должна быть заинтересована служба общего делопроизводства.

И. Ю. Новикова,

к. э. н. , генеральный директор

ООО "Аудит, консалтинг и право+",

практикующий аудитор, преподаватель ГАСИС

Е. Н. Ивлева,

заместитель генерального директора

ООО "Аудит, консалтинг и право+",

практикующий аудитор

"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 11, ноябрь 2006 г.

Поделиться: