Cайт для руководителя детского сада, Дошкольное воспитание в ДОУ

ZavDetsad.RU

«Заведующая детским садом, Руководитель ДОУ»

Локальные акты ДОУ

Положение о мониторинге качества образования в ДОУ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № ___________ в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, Стандартом качества муниципальных (бюджетных) услуг по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования, а также содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, Уставом ДОУ, на основании положения о контрольной деятельности МБДОУ № № от ______ г.

1.2. Настоящее положение определяет назначение, цели, задачи, примерное содержание и способы осуществления мониторинга.

1.3. Мониторинг предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах воспитательно-образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования в ДОУ.

1.4. В рамках мониторинга могут проводиться исследования о влиянии тех или иных факторов на качество воспитательно-образовательного процесса.

1.5. Для проведения мониторинга создаются временные мониторинговые группы. Состав группы определяется в зависимости от содержания мониторинга. В состав мониторинговой группы могут входить представители от администрации учреждения, опытные педагоги, медицинские работники, представители родительской общественности.

2. Цель, задачи и направления мониторинга

2.1. Целью организации мониторинга является качественная оценка и коррекция воспитательно-образовательной деятельности, условий среды ДОУ для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на развитие детей.

2.2. Задачи мониторинга:

сбор, обработка и анализ информации по различным аспектам воспитательно-образовательного процесса;

принятие мер по усилению положительных и одновременно ослаблению отрицательных факторов, влияющих на воспитательно-образовательный процесс;

оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами.

2.3. Направления мониторинга определяются в соответствии с целью и задачами ДОУ.

Направлениями мониторинга могут быть:

  • реализация базовых и парциальных учебных программ;
  • уровень физического и психического развития воспитанников;
  • адаптация вновь прибывших детей к условиям ДОУ;
  • готовность детей подготовительных групп к школе;
  • эмоциональное благополучие воспитанников в ДОУ;
  • уровень профессиональной компетентности педагогов;
  • развитие инновационных процессов и их влияние на повышение качества работы ДОУ;
  • предметно-развивающая среда;
  • материально-техническое и программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса;
  • удовлетворенность родителей качеством предоставляемых ДОУ услуг;

3. Организация мониторинга

3.1. Мониторинг осуществляется на основе образовательной программы и годового плана ДОУ.

3.2. Состав мониторинговой группы и её руководитель определяется и утверждается приказом заведующей ДОУ, который издается не позднее, чем за 2 недели до начала мониторинга.

3.3. Проект плана-задания к мониторингу составляется руководителем мониторинговой группы, в котором указываются направления деятельности, методы мониторинга, сроки выполнения и формы отчетности, распределяются обязанности между членами группы.

3.4. План-задание утверждается заведующей ДОУ.

3.5. В работе по проведению мониторинга качества образования используются следующие методы:

- наблюдение (целенаправленное и систематическое изучение объекта, сбор информации, фиксация действий и проявлений поведения объекта);

- эксперимент (создание исследовательских ситуаций для изучения проявлений);

- беседа;

- опрос;

- анкетирование;

- тестирование;

- анализ продуктов деятельности;

- сравнение и анализ.

3.6. Требования к собираемой информации:

- полнота,

- конкретность,

- объективность,

- своевременность.

3.7. Формой отчета руководителя мониторинговой группы является аналитическая справка, которая предоставляется не позднее 7 дней с момента завершения мониторинга.

3.8. По итогам мониторинга проводятся заседания Педагогического Совета, ПМПк ДОУ, производственные собрания, административные и педагогические совещания.

3.9. По результатам мониторинга заведующая издает приказ, в котором указываются:

- результаты мониторинга,

- управленческое решение по его результатам,

- назначаются ответственные лица по исполнению решения,

- указываются сроки устранения недостатков,

- проведения контроля устранения недостатков,

- поощрение работников по результатам мониторинга.

3.10. По окончании учебного года, на основании аналитических справок по итогам мониторинга, определяется эффективность проведенной работы, сопоставление с нормативными показателями, вырабатываются и определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи ДОУ для реализации в новом учебном году.

Дополнения к Положению

Какими качествами должны обладать люди, чтобы эффектно работать в команде?

Помимо соответствия базовым критериям, предъявляемым к той или иной профессии, члены управленческой команды должны обладать следующими качествами:

  • профессионализмом (в том числе и в оценке качества образования по тому направлению МКО, которое соответствует их должности в дошкольном учреждении);
  • умением понять «политику» управления качеством образования в ДОУ;
  • способностью решать проблемы, возникающие в процессе осуществления мониторинговых процедур;
  • умением преодолевать стрессы и трудности, которые всегда сопровождают руководителя любого ранга на пути к достижению поставленных целей. Для эффективно работающей управленческой команды необходимы люди, которые умеют выдвинуть идею, урегулировать конфликт, контролировать работу, анализировать происходящее, а в случае необходимости взять на себя обязанности других членов команды.

Как избежать конфликтов в команде?

Конфликты в команде полезны в пределах нормы при условии их конструктивного характера (вспомним: «в споре рождается истина»). Конфликты в команде могут возникать по ряду причин: нечеткое разделение обязанностей по сбору информации и оценке качества образования, ошибки в коммуникации (непонимание между людьми, неправильное восприятие индивидами друг друга и др.), различия в целях и др.

Так, например, может возникнуть сложность при организации целостной деятельности службы МКО по направлению Медико-валеологического мониторинга, объединяющего людей разной профессиональной направленности в дошкольном учреждении: старшую медсестру, воспитателя, инструктора по физическому воспитанию и др. Причиной конфликтов могут стать: существенные различия в терминологии специалистов; разная профессиональная направленность; частичное «перекрытие» профессиональной деятельности других специалистов. В подобных случаях требуются меры по соглашению и координации деятельности членов команды МКО. Решению данной проблемы, например, может способствовать взаимообучение на семинарах: «Педагог для медика и психолога», «Медик для педагога и психолога», «Психолог для медика и педагога». В процессе семинаров формируется общее терминологическое пространство (общий язык, на котором говорят специалисты), определяется степень дозволенности проникновения в смежную область, степень доступности информации друг для друга.

Приложение №1

Ключевые факторы качества образования в ДОУ.

Фактор качества

Определяет

Содержание образования и конкретные программы (комплексные и парцианальные), построенные на его основе.

Что воспитываем.

Чему учим.

Что развиваем.

Здоровье воспитанников

Какова цена образования.

Подготовка детей к посещению дошкольного учреждения.

Соответствие условий ДОУ контингенту воспитанников.

Кого мы воспитываем, учим, развиваем.

Положительная мотивация детей, посещающих ДОУ, и их родителей.

Хотят ли они посещать ДОУ.

Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Как обеспечиваются воспитание, обучение, развитие.

Профессиональный уровень педагогического состава и вспомогательного персонала.

Кто воспитывает, учит, развивает (ухаживает, оздоравливает).

Положительная мотивация персонала.

Хотят ли они хорошо воспитывать, учить, развивать.

Технология обучения, воспитания, развития дошкольников.

Как воспитывают, учат, развивают.

Диагностика:

- состояние здоровья и развития ребенка, обученности в соответствии с программными требованиями;

- готовность к обучению в школе.

Как оценивается:

- состояние здоровья ребенка,

- его развитие,

- достижения в овладении программой (ЗУН),

- готовность к обучению к школе.

Качество управления ДОУ.

Как управляют ДОУ.